1 января 2017 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» № 1797-VIII (Далее «Закон»), который вносит коррективы в порядок проведения налоговых проверок. Анализ важнейших для бизнеса изменений - далее в этой статье.
Перераспределение функций контроля
Закон закрепляет функцию контрольно-проверочной работы за контролирующими органами областного и центрального уровней. Именно эти органы (а не государственные налоговые инспекции) уполномоченные инициировать проверки - издавать приказы об их проведении, оформлять направление, а также составлять акты (справки), направлять плательщикам налоговые уведомления-решения и требования (решения) по уплате ЕСВ.
Однако до проведения документальных плановых и внеплановых или фактических проверок налогоплательщиков могут также дополнительно привлекаться работники территориальных органов ДФС, в которых на учете состоят такие налогоплательщики.
В свою очередь, территориальные органы ДФС, которых Законом лишены контрольно-проверочных функций, отныне исключительно осуществляют сервисное обслуживание налогоплательщиков, регистрации и ведения учета налогоплательщиков и плательщиков единого взноса, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением; формируют и ведут Государственный реестр физических лиц - плательщиков налогов, Единый банк данных о налогоплательщиках - юридических лиц, реестры, ведение которых возложено законодательством на контролирующие органы и выполняют другие функции сервисного обслуживания налогоплательщиков, определенные законом.
Авторы Закона уверяют, что такие нововведения призваны повысить уровень компетентности и профессионализма при проведении проверки и привести к значительному сокращению количества проверок. Государственные налоговые инспекции отныне будут вынуждены консультировать налогоплательщиков без всякого давления. Станут ожидаемые результаты реальностью - покажет статистика и время.
Публичный план-график проверок
План-график документальных плановых проверок на текущий год публикуется на официальном сайте ДФС до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки. Такое изменение опять же, по мнению законодателя, призвана уменьшить давление на бизнес, дать возможность плательщикам подготовиться к проверке.
Новое по возражений на акт проверки
Налогоплательщикам предоставлено дополнительный день для представления возражений на акт проверки. Ранее налогоплательщик мог подать возражения в течение пяти рабочих дней со дня получения акта. Новая редакция Налогового кодекса Украины предусматривает представление таких возражений «в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта». В свою очередь, Закон увеличивает срок рассмотрения возражений контролирующим органом с 5 до 7 рабочих дней, а также срок для уведомления о месте и времени проведения рассмотрения возражения со 2 до 4 рабочих дней до дня их рассмотрения.
Особенности проведения проверок крупных налогоплательщиков
Законом Изменены критерии принадлежности налогоплательщика к категории крупнейших налогоплательщиков: вместо дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала в размере 500 000 000 гривен -1 млрд. Гривен; размер налоговых платежей увеличен с 12 до 20 млн. гривен. Кроме того, большим плательщиком налога теперь считается также постоянное представительство нерезидента на территории Украины, которое отвечает указанным выше критериям.
В случае включения налогоплательщика в Реестр крупных налогоплательщиков на него распространяются особенности, определенные Налоговым кодексом Украины для крупных налогоплательщиков, в том числе и по проведению налоговых проверок: продолжительность, продление сроков их проведения и тому подобное.
Новое основание для проведения документальной внеплановой проверки
Законом введена новая основание для проведения документальной внеплановой проверки, а именно - налогоплательщиком представлено для проведения встречной сверки информацию, определенную в запросе контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, указанным в запросе контролирующего органа.
Особенности отказа налогоплательщика в допуске к проведению проверки
Как и ранее, в случае отказа налогоплательщика в допуске к проведению проверки должностными лицами контролирующего органа состоит в акт, удостоверяющий факт отказа. Однако теперь в нем должны быть обязательно указаны причины отказа, а налогоплательщик имеет право предоставить свои письменные объяснения составленному контролирующим органом акта. В свою очередь, в случае отказа должностных лиц налогоплательщика подписать акт, удостоверяющий факт отказа в допуске к проведению проверки, должностными лицами контролирующего органа составляется акт, удостоверяющий факт отказа в получении акта и / или предоставлении письменных объяснений к нему.
Ограничения по проведению камеральных проверок
Отныне, камеральная проверка налоговой декларации или уточняющего расчета может быть проведена только в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи, а если такие документы были предоставлены позже, - за днем их фактического представления. Камеральная проверка по другим вопросам проводится с учетом сроков давности, определенных статьей 102 настоящего Кодекса, - 1095 дней.
Очевидно, некоторые из указанных изменений призваны уменьшить давление на бизнес и оправдать цель Закона, которым в Налоговый кодекс Украины внесены соответствующие изменения, - улучшить инвестиционный климат в Украине. Как такие коррективы повлияют на бизнес, будут одобрены тем, и станут эффективными - покажет время. Однако однозначно можно утверждать, что основной предпосылкой для улучшения процесса администрирования налогов в Украине является рост правовой культуры как налоговых органов, так и налогоплательщиков.
Татьяна Бережная, старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»
Подготовлено специально для Платформы ЛИГА: ЗАКОН
Связаться с редакторомПохожие
Нововведения в порядке проведения налоговых проверок... налоговых проверок. Анализ важнейших для бизнеса изменений - далее в этой статье. Перераспределение функций контроля Закон закрепляет функцию контрольно-проверочной работы за контролирующими органами областного и центрального уровней. Именно эти органы (а не государственные налоговые инспекции) уполномоченные инициировать проверки - издавать приказы об их проведении, оформлять направление, а также составлять акты (справки), направлять плательщикам налоговые уведомления-решения
Комментарии
Может руководитель принять решение о возложении на работника дополнительных обязанностей в одностороннем порядке?Может руководитель принять решение о возложении на работника дополнительных обязанностей в одностороннем порядке? Такие действия, мы считаем, следует рассматривать как изменение существенных условий труда. Поэтому работника следует предупредить об ожидаемых изменениях не менее чем за два месяца (ст. 32 КЗоТ). С этой целью, например, можно заранее оформить проект приказа о возложении обязанностей главбуха, ознакомившись с ним работника под роспись. Впоследствии, по Вы ищете информацию о других местах проведения свадьбы?
Вы ищете информацию о других местах проведения свадьбы? Проверьте здесь: Фиксируется история места - Розалинский дворец Стекло, старая Прага и незабываемая атмосфера. Организуйте свою вечеринку здесь!
Может руководитель принять решение о возложении на работника дополнительных обязанностей в одностороннем порядке?
Вы ищете информацию о других местах проведения свадьбы?