* Бизнес РФ » Бизнес »

* *

Некоторые вопросы трудовых отношений в объединении совладельцев многоквартирного дома

Основной документ, регулирующий деятельность объединения совладельцев многоквартирного дома (далее - ОСМД, объединение) - это прежде всего Закон Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 № 2866-III (далее - Закон об ОСМД Закон № 2866), а также в своей деятельности объединение руководствуется другими нормативными документами.

Объединение совладельцев многоквартирного дома - юридическое лицо, созданное владельцами квартир и / или нежилых помещений многоквартирного дома для содействия использованию их собственного имущества и управления, содержания и использования общего имущества.

Объединение является неприбыльной организацией и не имеет целью получение прибыли для ее распределения между совладельцами (ст. 4 Закона об ОСМД).

Объединение создается для обеспечения и защиты прав совладельцев и соблюдения их обязанностей, надлежащего содержания и использования общего имущества, обеспечения своевременного поступления средств для уплаты всех платежей, предусмотренных законодательством и уставными документами.

Органами управления объединения является общее собрание совладельцев, правление, ревизионная комиссия объединения (ст. 10 указанного Закона).

Высшим органом управления объединения является общее собрание его совладельцев (ч. 2 ст. 10 Закона об ОСМД). Статье 10 этого Закона, именно общее собрание определяют:

- порядок избрания и отзыва членов правления, их количественный состав и сроки избрания, а также компетенцию и полномочия правления;

- размер материального и другого поощрения председателя и членов правления;

- смета объединения.

Следовательно, именно общее собрание должны определить условия, на которых будут выполнять свои полномочия председатель правления и другие члены правления, и условия их оплаты.

Таким образом, к исключительной компетенции общего собрания совладельцев ОСМД относится определение размера материального и иного поощрения председателя и членов правления. Следует отметить, что понятие "поощрение" встречается только в контексте трудового законодательства. Так, поощрения за успехи в работе и порядок их применения регламентирован ст 143 и 144 КЗоТ. Как разъясняет Минсоцполитики в письме от 24.04.2013 № 31/06 / 187-13, поощрением могут быть объявление благодарности, награждение подарком, выплата разовой премии к праздникам и тому подобное. Поэтому однозначно в Законе об ОСМД должны некорректная формулировка, но эта норма намекает на характер трудовых отношений.

М ленов правления объединения, которое является исполнительным органом ОСМД выбирают н а общем собрании совладельцев ОСМД (абз. 3 ч. 9 ст. 10 Закона об ОСМД).

Правление осуществляет руководство текущей деятельностью ОСМД и имеет право принимать решения по вопросам деятельности ОСМД в пределах, определенных уставом (ч. 17 ст. 10 Закона об ОСМД). Заседание правления проводятся не реже одного раза в три месяца, если иное не определено решением общего собрания (п. 15 г. 3 Типового устава ОСМД, утвержденного приказом Госжилкоммунхоза от 27.08.2003 № 141 в редакции приказа Минрегионстроя от 23.09. 2015 № 238, далее - Типовой устав).

Правление из своего состава избирает председателя правления ОСМД и его заместителя (п. 16 Типового устава). Решение правления оформляют протоколом заседания правления с указанием результатов голосования каждого из членов правления, заверенной собственноручной подписью.

Если председатель правления ОСМД выполнять свои полномочия на платной основе с выплатой материального обеспечения, с ним могут заключить трудовой договор (контракт). При этом для председателя правления ОСМД это может быть как основная работа, так и работа по сумиснцтвом.

Следует отметить: в предыдущей редакции Типового устава (действующей до 05.11.2015) полномочия председателя правления ОСМД не были четко определены, но, как правило, ОСМД конкретизировали их непосредственно в своих уставах. С 06.11.2015 действует новая редакция Типового устава, где уже перечислены полномочия председателя правления ОСМД.

Во исполнение своих полномочий в соответствии с п. 16 г. 3 Типового устава председатель правления ОСМД:

- ведет заседания правления, если правление не поручило ведение заседания другому члену правления;

- обеспечивает выполнение решений общего собрания и решений правления;

- действует без доверенности от имени объединения и заключает в пределах своей компетенции договоры и совершает другие сделки в соответствии с решениями правления;

- распоряжается средствами объединения в соответствии с утвержденной сметой и решениями правления, имеет право первой подписи финансовых документов объединения;

- нанимает на работу в объединение работников и освобождает их, применяет к ним меры поощрения и налагает взыскания, издает обязательные для работников объединения приказы в сфере трудовых правоотношений; тому подобное.

При отсутствии председателя правления его обязанности выполняет заместитель.

Отметим, что указанные полномочия - это полномочия руководителя юридического лица (какой есть и ОСМД), который является должностным лицом, то есть занимает определенную должность. Поэтому вполне логично, что с председателем правления ОСМД заключают трудовой договор.

Таким образом, полномочия членов правления, условия их привлечения к выполнению своих полномочий, а также размер материального поощрения определяют общее собрание совладельцев ОСМД.

Решение об избрании председателя правления принимают члены правления, оформив свое решение соответствующим протоколом. В этом случае необходимо еще и выдать приказ.

Основаниями для издания приказа о приеме на работу председателя правления ОСМД являются:

- протокол общего собрания, на которых избраны члены правления и определены условия оплаты председателя правления;

- протокол заседания правления ОСМД, на котором принято решение об избрании председателя правления ОСМД.

Отметим, что в такой ситуации трудовое законодательство не требует заключать трудовой договор в письменной форме (если только физлицо этого не требует) заключать контракт. Однако с председателем правления ОСМД можно заключить и договор, но соответствующее решение должны принять общее собрание. Если такое решение будет принято, контракт с председателем правления заключает исполнительный орган ОСМД (общее собрание совладельцев ОСМД), а подписать его может уполномочен общим собранием представитель.

С юридической точки зрения, эти документы якобы достаточно для оформления трудовых отношений. А согласно требованиям ч. 3 ст. 24 КЗоТ (действуют с 01.01.2015), работника не могут допустить к работе без:

- заключение трудового договора, оформленного приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного органа;

- сообщение органа ДФС о приеме работника на работу.

Согласно п. 16 л. 3 Типового устава уполномоченным принимать на работу в объединение работников лицом является председатель правления ОСМД. Поэтому председателю правления ОСМД остается в идаты приказ о том, что он приступает к исполнению своих обязанностей (независимо от того, заключался с ним трудовой контракт или нет).

Поэтому председателю правления ОСМД остается в идаты приказ о том, что он приступает к исполнению своих обязанностей (независимо от того, заключался с ним трудовой контракт или нет)

Обра тай внимание, что в сколько правления избирается на общем собрании совладельцев ОСМД, а председатель правления - из числа членов правления, то председателем правления может быть только лицо, имеющее собственность в многоэтажке, создала объединение.

На практике нередки ситуации, когда одно лицо выполняет обязанности председателя правления ОСМД сразу в нескольких ОСМД. При этом юристы считают, что законодательство не запрещает исполнять обязанности главы ОСМД постороннему лицу (не имеющая собственности в многоэтажке и, соответственно, не является совладельцем ОСМД). Однако специалисты Минрегионстроя придерживаются такой позиции: «Закон об ОСМД указывает на то, что членом правления и председателем правления ОСМД может быть только совладелец ОСМД».

Как ранее отмечалось, размер материального и других поощрений председателя и членов правления (с учетом финансовых возможностей объединения) определяют общее собрание совладельцев ОСМД. То есть, общее собрание должны определить должностной оклад, размеры надбавок, доплат, премирования и других выплат.

Председатель ОСМД на основании решения общего собрания утверждает штатное расписание ОСМД с определенными должностными окладами (тарифным ставкам).

Минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не менее прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (с 1 января 2017 это 1600 грн.).

Размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной заработной платы (0 1 .01. 201 7 это 3200 грн.).

Если начисленная заработная плата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы, работодатель проводит доплату до уровня минимальной заработной платы, выплачиваемой ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы.

Минимальная заработная плата (далее - МЗП) - это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда (ст. 95 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ), ст. 3 Закона «Об оплате труда» от 24.03.1995 № 108/95-ВР (далее - Закон «Об оплате труда»)).

Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц, использующих труд наемных работников, за любой системой оплаты труда.

Стоит отметить, что в определенных случаях заработная плата, которую фактически получать работник может быть меньше минимальной. Например, при работе на условиях неполного рабочего времени (0,5 / 0,75 ставки), когда оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (ст. 56 КЗоТ). При таких условиях доплату до уровня минимальной заработной платы осуществляют пропорционально отработанному времени.

Также работникам могут выплачиваться другие надбавки, премии, матпомощи в пределах средств, определенных сметой ОСМД на оплату труда.

На практике бывают ситуации, что председателю правления ОСМД устанавливают оплату в 200-500 грн в месяц, не оговаривая, что он выполняет обязанности на условиях неполной занятости. Это является нарушением ст. 265 КЗоТ относительно несоблюдения минимальных гарантий в оплате труда.

Индексация зарплаты - одна из государственных социальных гарантий согласно абз. 4 ст. 18 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и ​​государственных социальных гарантиях» от 05.10.2000 № 2017 III. Поэтому начисленные председателю правления и работникам ОСМД доходы в виде зарплаты подлежат индексации в соответствии с Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 № 1078 (с изменениями).

Предоставление ежегодных, дополнительных и социальных отпусков - тоже является обязанностью работодателей по отпусков, предусмотренных Законом Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 № 504/96-ВР.

Социальное страхование. Все работники ОСМД являются застрахованными лицами и имеют право на виды материального обеспечения и социальных услуг, предусмотренных Законом Украины «Об общеобязательном социальном государственном страховании» от 23.09.1999 № 1105-XIV.

Единый социальный взнос. Для работников, которым по основному месту работы начислили зарплату за отчетный месяц в размере меньше минимального, базу начисления ЕСВ определяют из расчета минзарплаты (с 01.01.2017 - 3200 грн.).

В любом случае, даже при неполном рабочем времени персонала ОСМД, начисления ЕСВ происходит с привязкой к установленной государством МЗП. То есть с 01.01. 20 17 это составляет - 704, 0 грн (22% от 3200, 0 грн). Это норма ч. 5 ст. 8 Закона Украины от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»: «... если база начисления единого взноса меньше установленного размера минимальной заработной платы то единый взнос рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленного законом на этот месяц, и соответствующей ставки ».

Однако, на внешних совместителей эта норма не распространяется, и ЕСВ начисляется на фактически начисленную зарплату.

Для эффективного функционирования ОСМД, особенно созданного в больших домах, необходимый персонал, который будет обеспечивать его бесперебойную работу. В то же время при формировании штата важно соблюдать надлежащей процедуры принятия на работу.

Как уже ранее отмечалось, принятие работников на работу в ОСМД относится к полномочиям председателя правления ОСМД, о чем указано в п. 16 Типового устава. Прежде всего необходимо определиться с численностью будущих работников и утвердить штатное расписание. Заметим, что ни ЗУ № 2866-III, ни Типовой устав четко не регулируют, к чьей компетенции относятся соответствующие вопросы.

Считаем, что непосредственно утвердить структуру и штатную численность, а также штатное расписание должно председатель правления. Председатель ОСМД - обычно также является наемным работником. Таким образом, имеем ОСМД и трудоустроенного председателя правления.

В случае оформления трудовых отношений с председателем правления ОСМД он становится должностным лицом ОСМД и выступает работодателем для наемных работников. Поэтому все требования законодательства, которые должен соблюдать работодатель, распространяются также на председателя правления ОСМД. Он как работодатель должен обеспечить, в частности:

- утверждение штатного расписания ОСМД в пределах утвержденной сметы ОСМД;

- ознакомление работников с правилами внутреннего распорядка, условиями работы, положением об оплате труда;

- проведение инструктажей по охране труда, пожарной безопасности и обеспечения мероприятий по охране труда;

- ведение трудовых книжек работников;

- обеспечение трудовых гарантий работников о предоставлении отпусков, других обязательных минимальных и социальных гарантий;

- издание приказов по кадровым вопросам и по другим вопросам деятельности ОСМД.

Однако согласовать, работники каких профессий и в каком количестве должны быть наняты, стоит коллегиально - на заседании правления. В то же время с учетом утвержденного на общем собрании сметы следует предварительно обсудить размеры должностных окладов ли на полную ставку работать те или иные работники и тому подобное.

Все совладельцы многоквартирных домов заинтересованы в оптимизации расходов, несения которых необходимо для управления такими домами. Один из возможных направлений экономии, к которому время прибегают совладельцы с целью сокращения расходов, избрание председателем правления ОСМД лица, компетентного в вопросах ведения бухгалтерского учета, с последующим поручению ей соответствующих обязанностей.

В иконання председателем правления ОСМД функций бухгалтера не противоречит действующему законодательству. Так, ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996-XIV установлено, что для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации:

- введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

- пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

- самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.

Итак, ОСМД может обеспечить ведение бухгалтерского учета по одному из приведенных вариантов.

Обратим внимание еще на одно довольно важный вопрос. Согласно ч. 6 ст. 22 С В № 2866, для финансирования самообеспечения объединения совладельцы платят соответствующие взносы и платежи в размерах, установленных общим собранием объединения. Если соответствующие взносы осуществляются наличными (а именно так типично и происходит на практике), ОСМД нужна касса, а следовательно - и кассир.

С целью, опять же, оптимизации затрат на оплату труда обязанности кассира чаще полагаются на бухгалтера. Однако если функции бухгалтера выполнять руководитель, то существует 2 варианта: или заведовать кассой будет поручено все тому же председателю правления, или придется трудоустраивать для этого отдельную личность.

Если совладельцы согласуют первый вариант, то заниматься относительно того, что все кассовые документы будут подписаны одним только председателем правления - не стоит. Однако Национальный банк Украины в письме от 14.02.2012 № 11-117 / 708-1645 пришел к такому выводу: "при отсутствии на предприятии других работников руководитель имеет право подписывать кассовые документы единолично».

В то же время важно, что если председатель правления ОСМД выполняет обязанности на общественных началах, кассиром он быть не может. Объясняется это тем, что, как висновуеться п. 4.8 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 № 637, для того, чтобы человек мог выполнять обязанности кассира, с ней должно быть заключен договор о полной материальной ответственности. А заключение таких договоров регламентируется именно трудовым законодательством: в частности - главой ИХ КЗоТ, а именно - ст. 1351. Поэтому кассиром может быть только наемный работник.

При определении штатного расписания имеет важное значение, или привлекать ОСМД управляющего. Так, если содержание дома полагаться только на ОСМД, очевидно понадобятся уборщики, сантехник, электрик и тому подобное. Если же часть функций по содержанию дома будет возложена на управляющего, именно последнему можно поручить организацию уборки дома и придомовой территории, а также осуществление мелких текущих работ по обслуживанию дома.

Важным условием надлежащего содержания жилого фонда лиц является обеспеченность обслуживающим персоналом. В смете объединения предусматривают расходы на заработную плату обслуживающего персонала: дворников, садовников, уборщиц и отчисления взносов в пенсионный и социальные фонды. Численность дворников, садовников, уборщиц целесообразно определять с учетом площадь придомовой территории, площадь помещений, подлежащих уборке, и нормы обслуживания на первом работника, установленные органами местного самоуправления.

Следует отметить: принимая на работу сотрудников в ОСМД, председатель правления ОСМД имеет также заранее (за 1-2 дня до ее фактического начала) издавать приказ об их принятии на работу и обеспечивать представление в орган ДФС сообщение о принятии на работу. При этом если сведения о заключены трудовые договоры подают не более чем о 5-х человек, сообщение можно представить на бумажных носителях.

Порядок уведомления о принятии на работу работников определен постановлением КМУ от 17.06.2015 № 413. В форме сообщения приведенной в приложении к настоящему Постановлению, отмечают, в частности:

- код ЕГРПОУ (соответствующую справку вновь ОСМД может получить в органе статистики в соответствии с Положением № 386);

- номер и дату издания приказа о принятии на работу и дату начала работы (графы 7, 8 и 9 сообщение), и при этом такие даты не могут совпадать (письмо Минсоцполитики от 04.08.2015 № 432/13 / 155-15).

Стоит заметить, что н есмотря на то что ДФС получает сведения о назначении / смену руководителя (председателя правления ОСМД) от госрегистратора, это ведомство настаивает на том, что в этом случае необходимо все равно подать уведомление о принятии руководителя на работу по форме из приложения к постановления № 413 (письмо ДФС от 02.10.2015 № 20929/6 / 99-99-17-03-03-15).

Действующим законодательством о труде установлено, что работник имеет право реализовать свои способности к продуктивному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях (ст. 21 КЗоТ). Это позволяет работникам, кроме основного трудового договора, заключать трудовые договоры о работе по совместительству. При этом таких договоров может быть несколько, то есть работать по совместительству можно не на одном предприятии.

Работа по совместительству регулируется рядом нормативно-правовых актов. К ним относятся: Кодекс законов о труде Украины, постановление КМУ «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.1993 года № 245, Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденное приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28.06.1993 № 43, Закон Украины «Об оплате труда» и другие.

Что касается ограничений на работу по совместительству на «обычных» предприятиях, учреждениях, организация (в том числе и ОСМД), то некоторые запреты могут устанавливаться работодателями самостоятельно. Такое право предоставлено им в. 21 КЗоТ, согласно которой ограничения на работу по совместительству могут внедряться законодательством, коллективным договором или соглашением сторон. Иначе говоря, при заключении трудовых договоров с работниками (председателем правления) работодатель (общее собрание ОСМД, или решение правления в зависимости от Устава объединения) вправе предусмотреть в них соответствующие положения, ограничивающие право председателя правления на работу по совместительству. Если такого ограничения не установлено председатель правления имеет право реализовать свои способности на стольких работах сколько позволят его силы.

Работники, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненный объем работ и в соответствии с принятой на предприятии системы оплаты труда. Это предусмотрено ст. 102 КЗоТ и ст. 19 ЗУ «Об оплате труда». Размер заработной платы совместителей, работающих на предприятиях негосударственной формы собственности, действующим законодательством не ограничено. Поэтому при принятии совместителя такого работника может быть оформлено как на полную ставку (получать 100% должностного оклада), так и на неполную ставку (получать часть должностного оклада за фактически отработанное время).

При оплате труда совместителей следует учитывать законодательно установленный размер минимальной заработной платы.

Согласно статье 19 Закона Украины «Об оплате труда» оплата труда лицам, работающим по совместительству, производится за фактически отработанное время по каждой должности. При этом, доплату до минимального уровня следует начислять отдельно по основному месту работы и отдельно на работе по совместительству. Суммировать зарплату по основному месту работы с зарплатой на работе по совместительству, в т.ч. и внутренним, не надо. При этом по каждому месту работы уровень обеспечения МЗП нужно определять пропорционально отработанному рабочему времени.

Иногда на практике совладельцы, которые не имеют возможности платить денежные взносы на содержание дома, предлагают вместо этого убирать дом или выполнять любую другую работу. Обращаем внимание, что такие лица, по согласованию с органами управления ОСМД, могут работать на общественных началах. Если же их трудоустроить - так или иначе придется платить заработную плату: осуществить взаимозачет задолженностей совладельцев по вкладам и ОСМД по заработной плате нельзя.

В случае если работа в ОСМД для нанятого работника является основной - в обязательном порядке должна быть сделана запись о ней в трудовой книжке. Пунктом 2.2 гл. 2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста и Минсоцполитики от 29.07.1993 № 58 (далее - Инструкция № 58), установлен срок, в течение которого это нужно сделать, - не позднее, чем в течение недели с дня приема работника на работу. Записи в трудовой книжке работников должен делать председатель правления ОСМД.

Лиц, работающих по совместительству, трудовые книжки ведутся только по месту основной работы. Запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству может быть осуществлено по желанию работника (п. 1.1 гл. 1, п. 2.14 гл. 2 Инструкции № 58).

Кроме того, на работника должна быть заполнена личная карточка (типовая форма № П-2, утвержденная совместным приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.2009 № 495/656). В общем случае заполнять такую ​​карточку имеет работник кадровой службы. Однако, поскольку целесообразность создания последней в ОСМД под вопросом, делать это следует председателю правления или бухгалтеру - в зависимости от того, на кого возложены эти обязанности. С заполненной карточкой работника должно быть ознакомлены под роспись.

Отдельно следует выделить догов ир гражданско-правового характера (далее - ГПХ) и его отличия от трудов ого договор в. Вид договора лучше применять для найма на работу сотрудников?

Договор гражданско-правового характера - это договор, в котором заказчик в данном случае предприниматель и исполнитель, потенциальный работник, договариваются о выполнении определенного вида работ указанного плату.

ГКУ предусмотрено, в частности, такие виды договоров гражданско-правового характера, как:

- договор подряда, общие особенности заключения которого определены ст. ст. 837- -864 ГКУ, может заключаться на изготовление, обработку, переработку, ремонт вещей или на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (ч. 2 ст. 837 ГКУ);

- договор на оказание услуг, где одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется во время совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором (ст. 901 ГКУ);

- договор поручения, согласно которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (ст. 1000 ГКУ).

Для оформления отношений по выполнению обязанностей председателя правления ОСМД договор подряда однозначно не подходит. Договор поручения в таком случае тоже неуместен, поскольку данные о физлицо, выбранную председателем правления ОСМД, вносят в Единый реестр предприятий и предпринимателей физических лиц, сразу дает председателю правления ОСМД широкие полномочия (без договора-поручения). Ведь именно председатель правления Объединения является руководителем юрлица и лицом, имеющим право совершать действия от имени юрлица без доверенности, в частности, подписывать договоры, подавать документы для регистрации.

Договор на оказание услуг также не подходит. Такие договоры имеют определенные временные ограничения, и ими определяются конкретные объемы услуг (работ). По ГПХ оплачивается не процесс труда, а ее результаты, которые определяют после окончания работы и оформляют актами сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ), на основании которых и производится оплата.

Итак, из приведенного выше перечня обязанностей председателя правления ОСМД, получается, что невозможно оформить актом оказанных услуг выполнения им своих же обязанностей. Ведь председатель правления ОСМД выполняет свои обязанности на постоянной основе и поэтому должен получать за это оплату (именно за выполнение работы, а не за выполненный объем услуг или работ).

Возникает вопрос: «Х то может заключить гражданско-правовой договор с председателем правления ОСМД, если это относится именно к его полномочий»? Не может же он заключить договор сам с собой.

В случае признания гражданско-правовых отношений трудовыми такой договор могут признать трудовым, но законодательство предусматривает в этом случае значительные штрафы. Так, за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), согласно абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, юрлицу (ОСМД) грозит штраф в размере 30-тикратном размера минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждое лицо, в отношении которого совершено нарушение (то есть 96 000 грн.).

За фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) также грозит админштраф в размере от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 до 1700 грн.), Который накладывают на должностное лицо юрлица, которой по данным ЕГР выбранный председатель правления (ч. 1 ст. 41 КоАП).

Итак, законодательство не предусматривает возможности заключить с председателем правления ОСМД гражданско-правовой договор на выполнение им же своих обязанностей.

Однако для других наемных работников существуют такие преимущества договора ГПХ:

- ответственность. Работодатели обязаны создавать безопасные условия труда на рабочем месте, следить за охраной труда и нести ответственность в случае наступления несчастных случаев. В случае же заключения договора гражданско-правового характера, работодатель не является работодателем с юридической точки зрения, а лишь заказчиком, а работник является лишь исполнителем, который предоставляет услуги (выполняет работы) на свой риск.

- размер оплаты. Согласно действующему законодательству заработная плата наемным работникам должна выплачиваться не менее минимальной, в то время по договору ГПХ размер оплаты труда может быть любого размера, даже ниже минимального.

Сравнение трудового договора и договора ГПХ приведены в таблице:

критерий сравнения

трудовой договор

договор ГПХ

Сфера регулирования

КЗоТ

Гражданский кодекс

предмет регулирования

выполнение работы

результат работы

форма договора

Устная или письменная

только письменная

Приказ или распоряжение о приеме на работу

представляется

Нет. Прием на работу фактически не

Запись в трудовую книжку

осуществляется

не производится

Зачисление в число работников

так

ни

Соблюдение внутреннего трудового распорядка

так

ни

Работа выполняется лично

так

Можно привлечь других лиц

Работа выполняется по определенной профессии, должности, специальности и квалификации.

так

ни

Установление нормы выработки

так

ни

Распространение на лицо социально-трудовых гарантий предусмотренных коллективным договором

так

ни

Получение выплат из фонда соцстрахования по временной потере трудоспособности, беременности и родов, ухода за ребенком и т.д.

так

Только в случае уплаты всех налогов с вознаграждения по договору

Право на отпуск

так

ни

Гарантии от незаконного увольнения, в т.ч. беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей и одиноких матерей

так

ни

Зачислении страхового стажа, дающего право на пенсию

так

так

оплата труда

регулярно

Согласно условиям договора

охрана труда

так

ни

срок действия

ни

так

Ответственность работника / исполнителя

Дисциплинарная, материальная

Гражданско-правовая

Средства воздействия на работодателя / заказчика по не выплатят (задержку в выплате) вознаграждения

Можно пожаловаться в Гоструда, подать заявление о преступлении

Подача иска о взыскании задолженности

ставка ЕСВ

22%

22%

Договор гражданско-правового характера обычно подписывается в случае если:

  1. нет необходимости в пребывании работника на рабочем месте в течение целого рабочего дня;
  2. не установлена ​​объема работ, который должен выполнять наемный работник;
  3. предприниматель не заинтересован в оформлении работника в соответствии с условиями трудового законодательства, а работник согласен работать по договору ГПХ.

Недостатками данного вида договора являются:

  1. необходимость подписания договора и акта выполненных работ каждого месяца (в основном предприятия практикуют заключение договора на срок в 25 дней, а с первого числа следующего месяца заключается новый договор)
  2. отсутствие гарантий для наемного работника;
  3. необходимость хранить договор в течение 3-х лет.

Вид договора лучше применять для найма на работу сотрудников?

При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2016 All Rights Reserved.