* Бизнес РФ » Бизнес »

* *

Главная Новости

От тараканов-киборгов до покорения Вселенной. В Югре открылись первые в России детские технопарки «Кванториум»

Опубликовано: 06.09.2018

«Кванториум». Что это? Это среда ускоренного технического развития для детей, пространство интеллектуальной смелости, условия для формирования изобретательского мышления. «Кванториум» – платформа создания нового российского образовательного формата для детей в области инженерных наук. Именно так характеризует свой масштабный и амбициозный проект Агентства стратегических инициатив.

Как уже сообщал РИЦ «Югра», сегодня в окружной столице официально открыли первые в России детские технопарки «Кванториум» — в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске. Старт работе научной площадке в Нефтеюганске почетные гости дали из окружного центра с помощью прямого включения видеоконференцсвязи.

На торжественной церемонии присутствовали губернатор Югры Наталья Комарова, помощник президента РФ Андрей Белоусов, директор направления «Социальные проекты» АСИ Светлана Чупшева, заместитель министра науки и образования Вениамин Каганов, главный федеральный инспектор по ХМАО-Югре аппарата Полномочного представителя президента РФ в УрФО Дмитрий Кузьменко, члены правительства и общественность.

«Дети умеют играть и наша задача – создать им условия для этого, – сказал на открытии помощник президента РФ Андрей Белоусов. – Это игра в конструкторов, инженеров, техников. Мы должны создать такие условия, чтобы каждый ребенок смог реализоваться, создать вокруг себя игровое пространство, которое будет соответствовать самым передовым рубежам науки и техники; создать возможности для роста профессиональной компетенции. Еще я уверен в успехе югорского «Кванториума». Ведь ханты-мансийский – это один из лучших Технопарков в стране».

Как отметила губернатор Югры Наталья Комарова, проект «Кванториум» – главное достижение Технопарка. «По крайней мере, на ближайшие годы», – уточнила глава региона.

Напомним, инициатива по созданию детских технопарков начала реализовываться в ходе Петербургского международного экономического форума-2015, когда с властями пилотных регионов были заключены соответствующие соглашения. Проект разработан в целях реализации «Концепции развития дополнительного образования детей», на основании соглашения о сотрудничестве между правительством региона и АНО «АСИ» по продвижению новых проектов.

«От идеи до реализации проект прошел достаточно короткий промежуток времени, но сегодня, благодаря совместной работе, благодаря губернатору Югры Наталье Комаровой, мы находимся в Ханты-Мансийске в первом «Кванториуме», – отметила директор направления «Социальные проекты» АСИ Светлана Чупшева. – Это совместный труд с министерством образования и науки Российской Федерации. Надеюсь, что уже с этого года ребята смогут заниматься по уникальным программам «Кванториума»: в игровой форме они получат компетенции в научно-технической сфере. Для этого было обучено более 200 педагогов. Задачи, которые мы ставим перед собой достаточно амбициозны. Но именно эти школы станут стартовой площадкой для новых детских технопарков».

Много теплых слов было сказано в адрес главных участников – самих детей, для которых главным образом и создаются «Кванториумы».

Заместитель министра науки и образования Вениамин Каганов, поздравляя югорских ребят с открытием новой платформы, подчеркнул, что у детей теперь есть возможность узнать что-то новое и на основе этих знаний и умений продвинуться и стать успешными. «Я уверен, что на этой земле с помощью «Кванториумов» и педагогов, наставников, партнеров будут появляться талантливые инженеры, ученые и просто хорошие люди, которые продвигают и свой край, и свою страну, —  пояснил Каганов.

По словам замминистра, абсолютно закономерно, что первые два «Кванториума» открываются в Югре, потому что все усилия и вся логика развития округа вела к тому, чтобы появились эти партнерские, сложные и очень интересные объекты.

Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» в Агентстве стратегических инициатив отметил важность того, чтобы дети в «Кванториуме» решали задачи, которые не могут решить взрослые.

Для чего же нужны «Кванториумы», какие у него задачи? Авторы проекта отмечают, что задач не так уж и мало. Назовем основные: обеспечить социальный лифт молодежи, проявившей значительные таланты в научно-техническом творчестве; обеспечить реализацию научно-технического потенциала российской молодежи; создать новый российский формат дополнительного образования детей в сфере инженерных наук; системно выявлять и в дальнейшем сопровождать одаренных детей в инженерных науках в целях обеспечения подготовки национально-ориентированного кадрового резерва.

Югре и всей стране нужны инженеры, ученые, которые взращиваются с детства. А внедрение новой модели дополнительного образования детей обеспечит объединение усилий науки, бизнеса и государства на основе ГСП для формирования системы ускоренного технического развития. Кстати, которая доступна для тиражирования во всех регионах страны.

О таких амбициозных планах и задачах должны знать все, даже в космосе. Так, космонавты международной космической станции обратились к обучающимся в «Кванториуме»:

«Поздравляем с открытием детского технопарка. Теперь новые Циолковские, Королевы, Вернадские и Капицы появятся и в 21 веке. Из космоса, с расстояния в 400 км мы видим, как прекрасна Земля, и как много в ней неизведанного. Космос нужен каждому из нас, всему человечеству. Учитесь и делайте свои открытия. Вселенная рассчитывает на вас, уверены, благодаря кванторианцам человечество будет уверенно шагать по поверхностям новых планет. До встречи, на орбите».

В свою очередь ученики передали представителю «Роскосмоса» знак кванториума, который будет передан на МКС.

На площадках технопарков будут работать 10 технических направлений: космоквантум, аэроквантум, автоквантум, энерджиквантум, DATA-квантум, IТ-квантум, биоквантум, нейроквантум, робоквантум, наноквантум, а также квантомузей. Разработчиками образовательных программ для каждого направления стали ведущие российские университеты и корпорации. Отметим, что в основе образовательного процесса Кванториумов лежит проектный подход, интерактивность команды, состоящие из юных «специалистов» разных областей инженерных наук. Узнать, как же работают эти площадки и чего добились ребята за первую неделю обучения, почетные гости смогли на экскурсии по «Кванториуму».

В нейроквантуме ребята занимаются по двум направлениям: нейропилотирование и чип Roboroach.  Гостям продемонстрировали возможность управления тараканом-киборгом. Как рассказал руководитель школы нейротехнологов Алексей Плетенец, на таракана можно повесить тепловой сенсор, и он будет искать под завалами людей. Но основная цель проекта — изучить принципы передачи нервных импульсов, устройство нервной системы и вообще научиться соединять электрические приборы и живую плоть. Управлять чипированными насекомыми можно с помощью обычного мобильного телефона. Через него посылается команда на устройство на теле таракана, а с чипа — непосредственно в мозг крошечному киборгу.

В траектории DATA-квантум школьники получат знания, которые позволят им понять основы устройства окружающего мира, законы развития природных явлений, получат навыки в применении геоинформационных инструментов и данных. Смогут реализовывать индивидуальные и коллективные проекты в сфере исследования социальной среды и окружающего мира.

Название космосквантум говорит само за себя. Здесь детские команды работают как конструкторские бюро. Для этого разработан программно-аппаратный симулятор проектирования космических систем «ОрбиКрафт». Команды решают сложные инженерные задачи в компьютерной программе: моделируют перегрузки в плотных слоях атмосферы, опасность столкновения с поверхностью и другие реалии посадки космического корабля. Помимо моделирования и создания, успешные проекты могут быть реализованы: их ждет конструирование и запуск реальных космических аппаратов.

Не могли не посетить гости и квантомузей. Здесь ребята будут получать знания посредством опытов, практической деятельности и развлечения. Основой концепции является отсутствие запретов: дети могут трогать экспонаты, нажимать кнопки, запускать пропеллеры, тянуть рычаги, другими словами — исследовать, получая ответы на вопросы из разных областей науки.

Отметим, обучение траектории «Кванториумов» рассчитано на два года, при этом ребята при желании смогут поменять направление обучения. Детский технопарк в Ханты-Мансийске сможет принять 800 юных инженеров, в Нефтеюганске – 400.

По завершению экскурсии губернатор Югры Наталья Комарова, помощник президента РФ Андрей Белоусов, директор направления «Социальные проекты» АСИ Светлана Чупшева и заместитель министра науки и образования Вениамин Каганов пообщались с журналистами.

«Нам нужно сформировать у детей новое мышление, — сообщил Андрей Белоусов. — Создать общность детей, включая их в процессы, чтобы на выходе они стали другими людьми. Это, так называемое, создание ячеек новой конструкции, на выходе мы должны получить людей, которые мыслят по-новому, которые мыслят на уровне середины 21 века».

Говоря о дефиците кадров и огромном потенциале «Кванториума» в этом направлении, Белоусов отмечает, что дефицит есть, но вопрос не в количестве, а в качестве: «Проблема в том, что за 90-е годы мы не то, чтобы разучили людей думать, мы повернули образ мышления в другую сторону. Народ у нас бесконечно талантливый, и сегодня не хватает людей, которые смогли бы совмещать в себе навыки изобретательства, самомотивирования и работы в команде на результат. Эти вещи не появляются в 20 лет, они формируются в детстве, в том числе через игру. Это и должно здесь происходить».

Наталья Комарова также подчеркнула важность того, чтобы ребята научились здесь именно создавать. «Сегодня мы запускаем две площадки, до 2018 года в Югре появится еще четыре. И это космос. Это не космос в смысле – недосягаемо, а космос с точки зрения интереса, умных технологий и знаний», — пояснила глава региона.

Также губернатор автономного округа заметила, что Югра готова делиться опытом: «Мы готовы показывать, чему мы научились и как это можно использовать. В частности, это (проект «Кванториум» в Югре, — прим. автора) станет одним из пунктов нашей повестки в рамках IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС в 2016 году».

«У нас стоит задача перед системой образования, чтобы каждому ребенку, где бы они ни был, были предоставлены условия к самому лучшему образованию. Для того чтобы это стало реально по всей стране нужно не только поддерживать лучшие практики, но и обмениваться опытом, — отмечает замминистра науки и образования Вениамин Каганов. — Мы должны и будем поддерживать обмен практиками с точки зрения построения, управления процессами и повышения квалификации для педагогов и наставников. Надеюсь, что другие регионы будут также открыто продвигать свой опыт, как Югры. Мы все от этого выиграем».

Вслед за технопарками в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске откроются «Кванториумы» в Набережных Челнах (Татарстан), Алтайском крае и Москве. В 2016 году в российских регионах планируется создать еще 11 детских технопарков.

Кроме того, как сообщила директор направления «Социальные проекты» АСИ Светлана Чупшева, реализация этого проекта возможна и в странах СНГ: «Сегодня мы выстраиваем отношения с Казахстаном и Белоруссией по нашим проектам, где они также будут реализованы в следующем году. Коллеги с Чили также заинтересовались этим проектом».

По словам Чупшевой, созданием детских технопарков интересуются также страны БРИКС, с которыми планируется устраивать совместные международные олимпиады для школьников. Россию в них будут представлять воспитанники «Кванториумов».

При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2016 All Rights Reserved.